Новости

Мифы и факты об ВАЗ-2110

Мифы и факты об ВАЗ-2110


Среди множества моделей с трудной судьбой, разработанных еще во времена СССР, «беременная антилопа» стоит особняком. Ведь именно «десятка» была для многих долгожданной моделью ВАЗ, наконец-то получившей «иномарочный» дизайн и мощный 16-клапанный двигатель, что позволило ей в начале нулевых конкурировать на равных с 10-15 летними подержанными «европейцами» и «японцами». Но при этом для тысяч владельцев и просто поклонников ВАЗ-2110 многое в истории, связанной с разработкой этого автомобиля, «осталось за кадром». Недостаток информации уже в нашем веке «форумные эксперты» нередко компенсировали забавными псевдофактами, подкреплёнными собственными «расследованиями». Сегодня мы попробуем пролить немного света на особенности рождения этого автомобиля, так и не получившего собственного имени, а навсегда оставшегося «десяткой».





 

МИФ 1: внешность "десятки" скопировали с Audi 80 и Saab 900

миф

Советских дизайнеров неоднократно обвиняли в копировании зарубежных автомобилей — например, в случае с АЗЛК-2141 сходство с французской Simca 1308 было очевидным. А поскольку ВАЗ-2110 со своим «дуто-леденцовым» дизайном радикально отличался как от кирпичеобразных Жигулей, так и от угловатого «зубила», в происхождении внешности советско-российской новинки некоторые опознали «иностранные ноги». Audi 80 B3, Volkswagen Passat B3 и даже (частично) Saab 900 второго поколения — во всех этих моделях скептики видели основу «десятки». Более того, с подачи зарубежного издания «Wheels» (колёса!) еще на ранних стадиях работы над прототипами ВАЗ-2110 в качестве возможных «подрядчиков» называли и такую экзотику, как итальянское кузовное ателье Zagato!

1 / 5

Автомобили от Zagato всегда выделялись специфично-тяжеловесной внешностью

2 / 5

Автомобили от Zagato всегда выделялись специфично-тяжеловесной внешностью

3 / 5

Автомобили от Zagato всегда выделялись специфично-тяжеловесной внешностью

4 / 5

Автомобили от Zagato всегда выделялись специфично-тяжеловесной внешностью

5 / 5

Автомобили от Zagato всегда выделялись специфично-тяжеловесной внешностью

3-13-2

Эскизы будущего: аэродинамические щитки на колёсах наглядно показывают, насколько дизайнеры хотели улучшить обтекаемость кузова «десятки»

Всё обстояло иначе и проще: многие решения в дизайне «беременной антилопы» объясняются стремлением добиться наилучшей аэродинамики. У советских конструкторов и инженеров были свои мотивы — например, обеспечить потяжелевшей машине лучшие динамические качества при той же мощности двигателя, как у прежних переднеприводников. Поэтому «зализывание» кузова с мягкими переходами и отсутствием выступающих элементов вроде колёсных арок и водосточных желобков было неизбежным, равно как и «бочкообразный» силуэт, в котором многие видели Audi 80 или Passat B3.

1 / 4

Volkswagen Passat B3

2 / 4

Volkswagen Passat B3

3 / 4

Volkswagen Passat B3

4 / 4

Volkswagen Passat B3

5-15-2

Предлагаем читателям с помощью этих фото самостоятельно ответить на вопрос, «слизали» ли ВАЗ-2110 с Пассата

Да, в 1986 году дизайнеры сталкивались «вживую» с новейшим Пассатом в СССР на Дмитровском полигоне, куда «бе-третий» вместе с VW Scirocco попал на зимние испытания. Да, деревянный макет «десятки» продували в аэродинамической трубе Porsche и для наглядности сравнивали с «бочкой». Однако общие пропорции кузова и отдельные решения (например, рамки дверей) на «десятке» и Audi отличались настолько, что говорить о прямом заимствовании нельзя.

1 / 5

В бочкообразном силуэте Audi 80 B3 и вправду есть что-то общее с ВАЗ-2110. Но – лишь на уровне формы

2 / 5

В бочкообразном силуэте Audi 80 B3 и вправду есть что-то общее с ВАЗ-2110. Но – лишь на уровне формы

3 / 5

В бочкообразном силуэте Audi 80 B3 и вправду есть что-то общее с ВАЗ-2110. Но – лишь на уровне формы

4 / 5

В бочкообразном силуэте Audi 80 B3 и вправду есть что-то общее с ВАЗ-2110. Но – лишь на уровне формы

5 / 5

В бочкообразном силуэте Audi 80 B3 и вправду есть что-то общее с ВАЗ-2110. Но – лишь на уровне формы

1 / 4

Обратите внимание на черные рамки дверей Лады – оригинальное стилистическое решение, от которого отказались вскоре после начала серийного производства

2 / 4

Обратите внимание на черные рамки дверей Лады – оригинальное стилистическое решение, от которого отказались вскоре после начала серийного производства

3 / 4

Обратите внимание на черные рамки дверей Лады – оригинальное стилистическое решение, от которого отказались вскоре после начала серийного производства

4 / 4

Обратите внимание на черные рамки дверей Лады – оригинальное стилистическое решение, от которого отказались вскоре после начала серийного производства

Впрочем, ищущий «чужую кровь» да найдёт: в 1984 году в единственном экземпляре был создан ходовой макет Audi 80 Cw-Studie Concept, ставший прообразом «бочки» В3. И вот в его внешности при желании можно найти немного элементов, воплощенных в серийном ВАЗ-2110.

8-1

Уже ближе: форма переднего бампера, колёсных арок и корма Audi 80 Cw-Studie Concept действительно такие же, как на ВАЗ-2110

1 / 4

Нужно иметь изрядную долю воображения, чтобы видеть в Saab 99/900 «десятку». Хотя капот шведской машины и заходил на крылья, но открывался он совсем в другую сторону!

2 / 4

Нужно иметь изрядную долю воображения, чтобы видеть в Saab 99/900 «десятку». Хотя капот шведской машины и заходил на крылья, но открывался он совсем в другую сторону!

3 / 4

Нужно иметь изрядную долю воображения, чтобы видеть в Saab 99/900 «десятку». Хотя капот шведской машины и заходил на крылья, но открывался он совсем в другую сторону!

4 / 4

Нужно иметь изрядную долю воображения, чтобы видеть в Saab 99/900 «десятку». Хотя капот шведской машины и заходил на крылья, но открывался он совсем в другую сторону!

10-2

VW Auto 2000 – так Volkswagen видел «автомобиль 2000 года» в 1982 году. В нём легко опознаётся будущий Passat B3

МИФ 2: изначально индекс ВАЗ-2110 предназначался седану на базе Самары

правда

В восьмидесятые годы на ВАЗе занялись проектом новой «классики», одновременно работая над версией седана на платформе уже готового к запуску в производство хэтчбека ВАЗ-2108. Параллельно над принципиально новым поколением Жигулей и четырёхдверным Спутником вели работы примерно до 1985 года. Вскоре от идеи глубокой модернизации классики решили отказаться, уж слишком много всего нужно было изменить и даже сделать заново. Поэтому заднеприводный ВАЗ-2112 так и остался на стадии дизайн-проектов, а вот «десятка-седан» должна была встать на отдельную нитку конвейера вскоре после выхода пятидверного ВАЗ-2109.

11-1

Этот макет Спутника-седана носит индекс ВАЗ-2110 совсем не по ошибке

Но начавшаяся перестройка с последовавшей нехваткой средств для финансирования новых разработок фактически поставила крест на быстром и успешном запуске перспективной модели на второй производственной линии. И тогда на заводе решили доработать сварочное оборудование так, чтобы вместе с переднеприводными хэтчбеками можно было изготавливать и кузова для седанов. Ну а «добавочным» индексом ВАЗ-21099 нарекли не просто так — чтобы запуск седана в серийное производство получился быстрее, официально четырёхдверную Самару стали позиционировать не как полностью новую модель, а как модификацию «ноль девятой». Такая хитрость позволила машине пройти в 1988 году не полный цикл приёмочных испытаний, а упрощенную госприёмку, что допускалось для модификаций. Впрочем, экономические реалии всё равно не позволили «девяносто девятой» встать на конвейер в восьмидесятые годы…

Ну а на второй конвейерной нитке в отдалённой перспективе должен был выпускаться всё-таки автомобиль под индексом ВАЗ-2110, но… уже совершенно другой! Речь именно о той машине, которая впоследствии и стала серийной «десяткой». Работы над этой моделью начались в 1985-м сразу после закрытия проекта «новой классики», а основная часть работ по новому переднеприводнику была выполнена до 1988 года.

1 / 3

Так «десятка» выглядела почти за десять лет до начала серийного производства

2 / 3

Так «десятка» выглядела почти за десять лет до начала серийного производства

3 / 3

Так «десятка» выглядела почти за десять лет до начала серийного производства

Интересно, что со временем обозначение 2112, когда-то предназначавшееся для новых Жигулей, задействовали именно в рамках модельного ряда десятого семейства – под такой моделью выпустили пятидверный хэтчбек. Словом, не пропал ни один индекс…

1 / 2

Хэтчбеку десятого семейства достался индекс несостоявшейся «неоклассики»

2 / 2

Хэтчбеку десятого семейства достался индекс несостоявшейся «неоклассики»

МИФ 3: "Десятка" была первым автомобилем ВАЗ, получившим впрыск

миф

Тенденция к ужесточению экологических норм еще в восьмидесятые годы заставила конструкторов ВАЗ задуматься о радикальной модернизации системы питания. Ведь выполнять требования для экспорта автомобилей становилось всё сложнее, а в будущем с карбюратором это становилось и вовсе невыполнимой задачей.

Выход в Тольятти видели во впрыске топлива, причем с электронным управлением, а не электромеханическим, как это было ранее общепринято в мире.

Статьи / История

Рождение «шеснаря»: как 16-клапанные двигатели ВАЗ дожили до наших дней

Веяния времени
Используя агрегатную базу и платформу "восьмерки" для новой
модели, в Тольятти понимали, что к моменту старта серийного производства ВАЗ-2110 "восьмой" мотор неизбежно устареет. Ведь уже с начала...


36710


1


10

Вдобавок новомодный «инжектор» отлично сочетался с многоклапанным газораспределительным механизмом, который должен был появиться на перспективной «десятке».

Проведя ряд переговоров с признанными авторитетами в сфере разработки систем впрыска топлива (General Motors, Siemens, Bosch), на ВАЗе остановились на американцах. Причина проста — GM предлагал лучшие условия для «перевода на инжектор» не только будущих моделей, но и актуальных Жигулей, Нивы и Самары, которым такая система питания также была крайне необходима для поставок на экспорт.

В рамках соглашения американские специалисты должны были разработать под вазовские моторы впрыск, соответствующий нормам Евро-1 и США-83, а также провести адаптацию старых двигателей. По контракту GM также должен был поставить около 500 000 комплектов «инжекторов» для комплектации экспортных автомобилей.

Первые «живые» Лады с диковинной системой питания появились еще в 1993-м, то есть за несколько лет до начала сколько-нибудь серийного производства ВАЗ-2110. И это был так называемый моноинжектор (одна центральная форсунка), которым оснащались экспортные Жигули и Нивы. А вот на выпускаемой с 1996-го в Финляндии на заводе Valmet «евросамаре» Lada Baltic появился уже распределённый впрыск — таким же полуторалитровым двигателем ВАЗ-2111 оснащались в Тольятти и обычные Самары для внешних рынков.

1 / 3

Первым автомобилем ВАЗ ,«примерившим» распределённый впрыск топлива на конвейере, стала Лада Самара, а не «десятка»

2 / 3

Первым автомобилем ВАЗ ,«примерившим» распределённый впрыск топлива на конвейере, стала Лада Самара, а не «десятка»

3 / 3

Первым автомобилем ВАЗ ,«примерившим» распределённый впрыск топлива на конвейере, стала Лада Самара, а не «десятка»

1 / 3

Lada Baltic финского производства была только «инжекторной». Иначе этот автомобиль в Европе было уже не продать.

2 / 3

Lada Baltic финского производства была только «инжекторной». Иначе этот автомобиль в Европе было уже не продать.

3 / 3

Lada Baltic финского производства была только «инжекторной». Иначе этот автомобиль в Европе было уже не продать.

Производство «десятки» на тот момент еще вовсю «буксовало»: хотя первые ВАЗ-2110 были изготовлены в ОПП еще летом 1995-го, к весне 1996-го было сделано около полутора сотен автомобилей, а более-менее стабильные продажи «состарившейся новинки» стартовали в начале 1997 года. И под капотом этих машин нередко можно было встретить полуторалитровый двигатель с карбюратором Солекс, минимально отличавшийся от обычного ВАЗ-21083.

1 / 3

Ранние "десятки" на заводе оснащались даже штатным люком! Деталь иностранного изготовления имела каталожный номер, но совсем скоро от этой опции отказались

2 / 3

Ранние "десятки" на заводе оснащались даже штатным люком! Деталь иностранного изготовления имела каталожный номер, но совсем скоро от этой опции отказались

3 / 3

Ранние "десятки" на заводе оснащались даже штатным люком! Деталь иностранного изготовления имела каталожный номер, но совсем скоро от этой опции отказались

17-1

«Десятка» с карбюратором: как тебе такое, Илон Маск?

1 / 3

Первые машины оснащались тремя восьмиклапанными моторами – обычным 21083, базовым 2110 (тоже карбюраторным) и полуторалитровым же 2111, оснащенным впрыском топлива

2 / 3

Первые машины оснащались тремя восьмиклапанными моторами – обычным 21083, базовым 2110 (тоже карбюраторным) и полуторалитровым же 2111, оснащенным впрыском топлива

3 / 3

Первые машины оснащались тремя восьмиклапанными моторами – обычным 21083, базовым 2110 (тоже карбюраторным) и полуторалитровым же 2111, оснащенным впрыском топлива

lada_110_aquarius_1.5i___16v_gr_market_11

16-клапанный двигатель ВАЗ-2112 был ощутимо мощнее обычных восьмиклапанников, но на первых машинах он не встречался

МИФ 4: после запуска в производство модель пришлось спешно дорабатывать

правда

Усовершенствование новой модели — это нормальное явление. Однако именно на «десятке» в первые месяцы после начала серийного производства инженерам пришлось дорабатывать и улучшать множество узлов и агрегатов, включая кузов. Ведь кроме проблем технологического характера, были выявлены и конструктивные просчеты — в частности, ошибочное изменение положения рулевого механизма на щите передка, а также неправильно заложенный радиус по посадочному месту под кронштейн растяжки (краб). В сочетании с другими характеристиками передних стоек и конструкцией их опор всё это сказалось на устойчивости и управляемости не лучшим образом, а «десятка» получила «пустой» руль, что особенно удивляло бывших владельцев «зубил». Вдобавок, податливость передка в зоне передних лонжеронов и трескающиеся в проёмах задние стёкла тут же породили небезосновательное мнение о недостаточной жесткости самого кузова. Обиднее всего, что при испытаниях на стенде «десятка» с её показателем 8000 Нм/градус оказалась гораздо жестче «девяносто девятой» с её «пластилиновыми» 5500 Нм/градус.

1 / 2

Управляемость никогда не была сильной стороной «десятки»

2 / 2

Управляемость никогда не была сильной стороной «десятки»

21-1

По компоновке и принципиальным решениям ВАЗ-2110 не сильно отличался от Самары. Но у новой модели были свои «детские болезни»

1 / 4

«Новой машины еще не видно, но она уже ослепительна» - составители рекламно-информационного альбома «АвтоВАЗ сегодня и завтра» (1991 г.) скромностью не страдали

2 / 4

«Новой машины еще не видно, но она уже ослепительна» - составители рекламно-информационного альбома «АвтоВАЗ сегодня и завтра» (1991 г.) скромностью не страдали

3 / 4

«Новой машины еще не видно, но она уже ослепительна» - составители рекламно-информационного альбома «АвтоВАЗ сегодня и завтра» (1991 г.) скромностью не страдали

4 / 4

«Новой машины еще не видно, но она уже ослепительна» - составители рекламно-информационного альбома «АвтоВАЗ сегодня и завтра» (1991 г.) скромностью не страдали

Из-за того, что кронштейны крепления передней панели к кузову приваривали с гуляющим до 17 мм зазором, «торпедо» вставало в салон с перекосом или не монтировалось вовсе.

Несколько раз в первые годы меняли и конструкцию, и материал уплотнителей для лобового и заднего стёкол. Ломавшиеся на почти новых машинах коробки передач вынудили изменить технологию изготовления вторичного вала и доработать стопорное кольцо.

1 / 4

На машинах до 2003 года «печкой» заведовала САУО – система с автоматическим управлением отопителем. Впоследствии резистор переключения скоростей отопителя лишился режима «А», став четырёхскоростным

2 / 4

На машинах до 2003 года «печкой» заведовала САУО – система с автоматическим управлением отопителем. Впоследствии резистор переключения скоростей отопителя лишился режима «А», став четырёхскоростным

3 / 4

На машинах до 2003 года «печкой» заведовала САУО – система с автоматическим управлением отопителем. Впоследствии резистор переключения скоростей отопителя лишился режима «А», став четырёхскоростным

4 / 4

На машинах до 2003 года «печкой» заведовала САУО – система с автоматическим управлением отопителем. Впоследствии резистор переключения скоростей отопителя лишился режима «А», став четырёхскоростным

На первых «десятках» были проблемы и с системой охлаждения — трескались расширительные бачки, выходили из строя термостаты. Словом, на практике новая машина оказалась «сырой», так как ломалась куда чаще похожей по конструкции Самары. Ситуация осложнялась и тем, что многие детали было трудно найти в продаже в силу сравнительно небольших объемов их производства.

МИФ 5: Впервые "десятку" показали на выставке в Европе еще в советское время

миф

Проходящий доводку на полигоне Porsche в Вайсахе прототип ВАЗ-2110 действительно попал в объектив журналистов-шпионов еще в советское время — в 1990 году, что и породило слухи о том, что новую машину уже «засветили» в Европе. Однако первый громкий (и даже мировой) дебют новой Лады состоялся уже в российский период, когда показанная в конце 1992-года на устроенном фирмой «ЛогоВАЗ» в Московском Манеже машина произвела если не настоящий фурор, то точно оставила у посетителей сильное впечатление даже на фоне новейших иномарок.

1 / 4

Именно эти иностранные фото плохонького качества давали советскому автомобилисту представление о внешности будущей «десятки» еще в 1990 году! П

Comment here

Shares