Нужно ли ставить брызговики, если с завода машины приходят без них?

Часто менеджеры по продажам в автосалонах навязывают автомобилистам установку дополнительных брызговиков. Наиболее грамотные открывают правила дорожного движения и показывают документ под названием «Перечень неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена». Там есть упоминание о необходимости эксплуатации машины только с брызговиками. Удивленным водителям приходится брать на себя дополнительные расходы. Но стоить ли верить рассказам менеджеров?

Брызговики и подкрылки ставят на конвейере

Действительно, брызговики или грязезащитные фартуки должны присутствовать на всех автомобилях. Они выполняют важную функцию, а именно защищают попутные транспортные средства от камней и грязи, летящих из-под колес назад. Часто камни величиной с лесной орех подхватываются протектором и выстреливают назад, как снаряды из катапульты, врезаясь в переднюю кромку капота или в лобовое стекло автомобилей сзади. В местах ударах остаются крупные сколы лакокрасочного покрытия или «раковины» на стекле. Поэтому из-за требований по безопасности производителям предписано в обязательном порядке оборудовать машины защитными фартуками. Более того, без них эксплуатация транспортных средств действительно запрещена.

В приложении к Правилам дорожного движения под названием «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации», в главе 7 сказано, что ездить на машине запрещается, если «отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики». Однако это не повод бежать в магазин запчастей и прикручивать накладки саморезами к кузову.

Дело в том, что на многих машинах роль брызговиков выполняют защитные элементы на штатных подкрылках. Если присмотреться к задним кожухам в арках колес, то они имеют небольшие выступы, в виде спойлеров у основания арки. Они-то и перераспределяют потоки воздуха, не давая камешкам отлетать вверх.

Внесение изменений в конструкцию машины

Более того, если их потревожить и поставить дополнительные элементы, то формально будет считаться, что в конструкцию машины были внесены изменения, то есть произведен тюнинг, требующий утверждения в ГИБДД. В ПТС должна вноситься пометка об технических изменениях. Однако это почти никто никогда не делает, за что опять же юридически предусмотрено наказание.

Конечно, сотрудники дорожной полиции не штрафуют пока за установленные у дилера брызговики от сторонних производителей, хотя и имеют на это право.

Однако если штатные подкрылки, спроектированные инженерами компании-производителя и установленные, как серийное оборудование на конвейере, в процессе езды были сняты или отвалились во время прохождения заездов на офф-роуде, то здесь можно попасть на штраф.

В соответствие со статьей 12.5.1 КоАП РФ «управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей». Отсутствующий штатный брызговик может считаться такой неисправностью.

Тем самым, ставить дополнительные брызговики, навязываемые дилерами, не обязательно, однако необходимо следить за сохранностью штатных пластиковых подкрылков, которые несут функцию брызговиков. Без них ездить действительно нельзя.